Смерть за штурвалом:
Самолет-убийца душит своих пилотов

 

- Американский F-22 «Раптор», самый дорогой многоцелевой самолет в истории оказался непригоден к полётам - У начальства один ответ: или летайте на том, что есть, или увольняйтесь - Пилоту дышать необязательно - Лётчик был сам виноват в аварии, потому что он слишком отвлекался на свою неспособность дышать - Как военные и корпорации на пару пилят деньги в США - Коррупция ли это? Похоже на то - Результатом пятимиллиардных затрат стали лишь несколько красивых мультфильмов - «Раптор» на треть состоит из пластмасс - «Раптор-кашель» - Дефект «Рапторов» неустраним: для этого самолет надо сконструировать заново - F-22 за десятилетие не смог выполнить ни одного боевого вылета - «Самолет сделан для такого противника США, которого еще нет» - Они обошлись американцам в совокупности в 79 миллиардов долларов - Министр обороны подписал распоряжение, что F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелеты, а также всегда обязаны находиться недалеко от своих взлетнопосадочных полос -

 


Борис Борисов:


Смерть за штурвалом: самолет-убийца душит своих пилотов

Бунт в американских ВВС: Пилоты отказываются летать на самолете пятого поколения F-22 «РАПТОР»


Американский F-22 «Раптор», самый дорогой многоцелевой самолет в истории (полная стоимость — свыше 400 миллионов долларов за каждую машину), оказался непригоден к полётам. Это мнение сейчас разделяют и пилоты, и конгрессмены, и даже министр обороны Леон Панетта — после того, как ему доложили о многочисленных случаях гипоксии (удушения) пилотов за штурвалом этого самолёта. Гипоксия вызывает недостаток кислорода в головном мозге, головокружение, спутанность сознания и дезориентацию. Один из этих случаев привел к катастрофе, а в других летчики были на волосок от гибели.

15 мая американский сенатор Марк Уорнер и конгрессмен Адам Кинзингер сообщили журналистам, что в общей сложности девять пилотов F-22 из разных эскадрилий уже связались с ними по поводу того, что с этим самолетом есть очень и очень большие проблемы. Почин подали два пилота F-22 — Джош Уилсон и Джереми Гордон, которые 3 мая в программе CBS News «60 минут» на рушили обет молчания и впервые сказали об этой проблеме публично. Лётчики, впрочем, знали о дефектах самолета с самого начала его эксплуатации, однако боялись выступать, опасаясь потерять свою опасную, но высокооплачиваемую работу.

Впрочем, и сейчас у начальства один ответ: или летайте на том, что есть, или увольняйтесь.

«Целая эскадрилья сейчас находится под угрозой увольнения, — рассказал в эфире пилот Джош Уилсон. — Выступление в СМИ грозит нам списанием на землю. Более того, нас могут вообще уволить из военно-воздушных сил».

 

Пилоту дышать необязательно:

Терпение пилотов лопнуло после того, как ещё один «Раптор» (уже четвертый из серии) разбился после вылета с авиабазы Элмендорф, штат Аляска. В катастрофе погиб капитан ВВС, опытный пилот Джеф Хэйни. 16 ноября 2010 года, во время выполнения плановых полётов над Аляской внезапно возникшая неисправность отрубила ему кислород полностью.

Пилот подал сигнал бедствия и перевёл самолет в пикирование с целью успеть достичь плотных слоёв атмосферы до того, как потеряет сознание, но спустя минуту упал в заснеженной пустыне, столкнувшись с землей на сверхзвуковой скорости.

Неизвестно, был ли пилот в сознании в момент столкновения. От самолета мало что осталось, но это не помешало созданной комиссии сообщить о том, что самолет был совершенно исправен, а пилот просто «запаниковал».

«Хэйни был сам виноват в аварии, потому что он слишком отвлекался на свою неспособность дышать (!) вместо того, чтобы управлять самолётом правильно», — дословно заявил представитель комиссии. Удивляться не стоит: кроме фирмы-производителя в конструкции самолета мало кто разбирается (поскольку он до сих пор суперсекретный), экспертизы проводят специалисты того же «Локхид-Мартин» (больше некому), а сама корпорация упорно отрицает все проблемы. Впрочем, получив от государства в совокупности почти 80 миллиардов долларов, ее представители теперь могут делать умное лицо и обвинять во всех происшествиях бестолковых и неумелых пилотов, которые «слишком отвлекаются на то, чтобы дышать».

Дженнифер Хейни, сестра покойного капитана Джеффа Хейни, ответила на эти обвинения в эфире ABC News так: «Легче всего сейчас обвинить Джеффа. Он не с нами, чтобы защитить себя, и на кону слишком большие деньги. Там, в кабине самолёта, происходило что-то ещё, что они (ВВС) сейчас скрывают».

 

Последний полет «Раптора»

О том, что же происходило в кабине пилота в момент катастрофы, вскоре рассказал телезрителям лётчик-истребитель Стив Ганард, который имел доступ к результатам компьютерного моделирования последнего полёта «Раптора». Он уверен, что Хейни, после того, как направил самолет к земле, просто потерял сознание от удушья.

«Летные данные, которые отражены в видеомодели падения самолёта, показывают, что при мерно за 15 секунд до аварии пилот уже не делает никаких движений, а все это время самолет движется почти вертикально вниз, к земле.

Он падал, не касаясь какого-либо из элементов управления и просто продолжал идти прямо в землю, на скорости 800 миль в час, — сказал Ганард. — Я просто не могу поверить, что такой опытный пилот, зная, что самолет находится в критической ситуации, мог ничего не делать, находясь в сознании».

В похожем духе высказался и один из конструкторов истребителя, Пьер Спрей, стоявший у истоков проекта, а ныне — критик F-22. «От начала до конца они искажали каждый факт, чтобы доказать, что имела место ошибка пилота, а „Локхид-Мартин“ и ВВС тут не при чём», — заявил Спрей в эфире ABC News, комментируя доклад комиссии ВВС по расследованию катастрофы.

 

Как военные и корпорации на пару пилят деньги в США

Коррупция ли это? Похоже на то. Недавно тот же «Локхид-Мартин» совместно с «Боингом» и «Нортроп-Грумман» на троих попилили несколько миллиардов на создание аэромобильного лазера. Пять лет прикормленные корпорациями генералы и лоснящиеся от непомерных зарплат и бонусов пиарщики трёх корпораций сообщали об «огромном прогрессе», получив из бюджета пять миллиардов долларов… после чего программу тихо закрыли из-за полной невозможности применить эту груду высокотехнологичного железа в реальных боевых условиях. Результатом пятимиллиардных затрат стали лишь несколько красивых мультфильмов, пропагандирующих Несокрушимую Американскую Мощь. Разумеется, без сговора военных с корпорациями и не имея хорошей «крыши» в Конгрессе провернуть такую аферу просто невозможно.

С «Раптором» же все гораздо хуже: он был запущен в серию, стоит на боевом дежурстве и является одним из основных истребителей, на которые, в теории, полагаются ВВС США в случае вооруженного конфликта. Однако проблемы с основным боевым самолетом США, которые всплыли наружу только сейчас, существовали с самого начала. Так, с 2008 года было зарегистрировано уже 25 случаев отказа кислородной системы F-22, в результате которых пилоты испытывали последствия кислородного голодания, иногда на грани потери сознания, а иногда и за гранью, восстанавливая контроль над машиной лишь около земли.

Они возмущались, писали рапорты, но руководство запрещало им говорить об этом публично. В прошлом году полеты F-22 были наконец приостановлены, но за 6 месяцев работы специалисты так и не поняли, что же происходит в воздухе с пилотами. Через полгода простоя полёты вновь возобновились без каких-либо переделок.

Правда, «суперсовременному самолету» теперь запретили подниматься на высоту выше 7 тысяч метров (для сравнения, советские поршневые самолеты времен Великой Отечественной уже имели потолок 10–13 километров).

Так и не поняв в чём дело, в пару к существующей системе подачи кислорода специалисты «Локхид-Мартин» планируют приделать вторую, резервную. Точнее, уже третью: аварийная система на самолете есть, но проблема в том, что когда у летчиков начинаются проблемы, они не успевают ею воспользоваться, так как расположена она где-то внизу, почти под креслом, а пилоту, вообще-то, надо ещё и самолётом управлять. Словом, теперь на «Раптор» поставят уже третью систему снабжения лётчика кислородом вместо того, чтобы нормально сделать одну. Но и это может не дать результатов: независимые эксперты успели предположить, что дело вовсе не в кислороде, а в отравлениях, которые получают пилоты в кабине. «Раптор» на треть состоит из пластмасс, и, разогреваясь в полёте, они могут выделять сложный букет отравляющих веществ. Состав пластмасс, впрочем, совершенно секретен, поэтому никто не может сказать, из чего точно состоит самолет. Так или иначе, летчики постоянно жалуются на сильный запах в кабине пилота во время полёта и головные боли.

 

Восемьдесят миллиардов на свалку

В пользу этой версии говорит и странный кашель, который мучает пилотов F-22 после полетов на этом пластмассовом самолёте. Он даже получил своё почти официальное название: «Раптор-кашель».

«Зайдите в комнату пилотов после полётов, и вы непременно услышите кашель, — заявил журналистам полковник ВВС Шолтис. — Все пилоты знают об этом. В помещении, полном пилотов F-22, вы будете слышать этот кашель постоянно». Не говоря уже о том, что с симптомами гипоксии, как сейчас выяснилось, несколько раз обращались даже техники, которые работали с самолетом на земле, — в том случае, когда двигатели самолета были включены на прогрев.

Разумеется, тесты на земле, на холодном самолете в ангаре, не дают никакого результата: пластик охлаждается и перестаёт «дымить», а кислородная система при проверке не вызывает никаких нареканий. И если это так, то дефект «Рапторов» просто неустраним: для этого самолет надо сконструировать заново. А нынешний проще выбросить на свалку. Примерно это и предлагает сейчас сделать бывший летчик, сенатор Маккейн.

 

«Лучшее оружие — это то, которое никогда не используют»

«Факты — упрямая вещь, — сказал сенатор Маккейн по поводу проблемы „Раптора“. — А факты таковы, что F-22 за десятилетие не смог выполнить ни одного боевого вылета. Я думаю, что мы никогда и не увидим его в реальном бою: он был разработан, чтобы противостоять угрозе, которой не существует».

Действительно, несмотря на то, что F-22 позиционировался как самый современный и продвинутый боевой самолет ВВС США, он не использовался ни в одном реальном военном конфликте. Почему? В ВВС эту ситуацию комментируют весьма оригинально: «Самолет сделан для такого противника США, которого еще нет». Ещё откровенней высказались представители «Локхид-Мартин». «Лучшее оружие — это то, которое никогда не используют», — заявили они. В ответ на это военные предположили, что стелсистребитель всё-таки может найти свое место в миссиях против таких стран, как Иран, и, в подтверждение своих слов, быстренько перебазировали несколько F-22 в район Персидского залива.

Впрочем и там, он, скорее всего, останется гордым орлом, летающим в пустынной стратосфере, в полном одиночестве, и озираясь: а где противник-то?! Целей-то нет… …Второго мая этого года ВВС США официально получил последний, 187-й серийный самолет F-22 «Раптор» от «Локхид-Мартин». Они обошлись американцам в совокупности в 79 миллиардов долларов. Наверное, это один из самых впечатляющих примеров того, как не стоит тратить свои деньги.

Зато, по мнению начальника штаба генерала Нортона Шварца, «F-22 внушает чувство уязвимости нашим потенциальным противникам и потенциальным агрессорам». Заявил — и тут же попросил у Конгресса ещё с десяток миллиардов на модернизацию самолета: наверное, чтобы потенциальный, но не названный генералом агрессор совсем уж затрясся от страха.

Неужели именно за это американцы и заплатили свои 80 миллиардов?

 

А в это время:

Министр обороны Леон Панетта подписал распоряжение, согласно которому F-22 теперь не имеют право совершать длительные перелеты, а также всегда обязаны находиться недалеко от своих взлетнопосадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. Полеты самолетов, базирующихся на Аляске (там они призваны защитить Америку от наших истребителей) теперь запрещены полностью. Неплохо для «самого совершенного самолёта в мире», правда?

 

***

Впервые опубликовано в журнале «Солдаты России» в 2012 году

http://www.soldatru.ru/read.php?tid=1091

 

***

Главная страница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *