Эрдоган извинился. Что дальше?


Сложно сказать какие именно методы привели турецкого лидера в чувство…

Россию снова назвали «другом и стратегическим партнером».

Как говорят в народе: «В берлоге медведь сдох». Эрдоган написал письмо Путину, где заверил, что у Анкары: « … никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации», и вновь, после полугода ссор назвал Россию «другом и стратегическим партнером Турции». Президент также отметил, что Анкара готова к любой инициативе «для облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Су-24.

В июне Эрдоган уже направлял послание Путину, в котором пожелал, чтобы отношения между Москвой и Анкарой вышли на «заслуженный уровень». Тогда пресс-секретарь российского президента назвал документ «протокольным» и выразил сожаление отсутствием в нем «содержательных моментов».

Критика была учтена и теперь такие «содержательные моменты», по всей видимости, появились.

Но надо сказать, что примиряющие жесты делал не только Эрдоган. Как только стала ясна бессмысленность дальнейшего нагнетания напряженности в отношениях с Турцией, пошли нормальные сигналы и из Москвы (строго говоря из Афин, где шли переговоры с большими друзьями турок, греками):

«Мы слышим заявления со стороны Турции о желании возобновить отношения, мы тоже хотим возобновить отношения, так как не мы их разрушили. Мы делали все, чтобы на протяжении десятилетий вывести российско-турецкие отношения на беспрецедентный уровень партнерства и дружбы» — обозначил обновлённую и куда более мирную политическую позицию Российского государства Владимир Путин.

Ответ из Анкары не заставил себя долго ждать:

«…Я хочу ещё раз выразить своё сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесённого ущерба мы готовы к любой инициативе» — говориться в переводе обращения Эрдогана.

Хотелось бы напомнить, что Эрдоган ещё в день катастрофы с самолетом пытался уладить вопрос по горячим следам: пытался дозвониться в Москву, а ответственность за приказ сбить самолёт тогда оперативно взял ни себя премьер Давутоглу. Погибшему летчику (которого убили не турецкие военные, а повстанцы) были оказаны военные почести, и этот жест турецкой стороны нельзя было не заметить. Но дальше произошло то, что произошло: закусывание удил, шевеление желваками, санкции России, контрсанкции Турции, и фактическая заморозка отношений - даже самых выгодных.

Сейчас, разумеется, возникнет спор насчет «трудностей перевода» послания Эрдогана. Спор, который я предпочел бы обойти стороной, так как назавтра спорящие не вспомнят даже, о чём они тут спорили. Есть глубинные основы российско-турецких отношений, и на них и стоит опираться.

Прежде всего – это отношения двух (экс)-империй, веками находившихся в динамическом военно-политическом противостоянии. При этом упадок Турции как империи куда больший чем ущерб России от распада СССР. Если Россия усохла вдвое, то Турция – в разы (чего стоит хотя бы потеря Египта и Сирии).

В какой-то момент Анкаре стало понятно, что одновременно находится в конфликте с Россией, Израилем, Ираном, Сирией, шантажировать ЕС беженцами и балансировать на грани конфликта с США по курдскому вопросу – чрезмерно и недопустимо. Настал момент для разворота.

Зашедшая в тупик российская «газовая экспансия» на южном фланге и сирийская война, которую не удалось выиграть просто бомбометанием, делом само по себе полезным, но недостаточным, также требовала скорее разрубить этот узел. Произошло то, что должно было произойти: стороны подумали о примирении. И слава Богу.

«Большой разворот» Турции касается не только России: почти одновременно Анкара уладила дела с Израилем по поводу гибели своих активистов, участников прорыва блокады сектора Газа и активизировала диалог с Ираном.

Как ни странно, вслед за этими событиями из публичного пространства, как по мановению волшебной палочки исчезли многочисленные странные люди которые призывали «расправиться с Турцией», «преподать ей урок», «наказать», и так далее.

Горячие головы, не зная удержа, предлагали «вылечить Турцию от османского комплекса». А турецкие горячие головы, разумеется — вылечить Россию от «имперского». И пока стороны мутузили друг друга, наши заокеанские заклятые партнёры удовлетворённо потирали руки. Ведь окружение России цепью враждебных ей стран – одна из явных целей политики Вашингтона в Евразии. Казалось бы, всё что способствует этой цели – это плохо для России, не так ли? Тем не менее, эта политика Госдепа зачастую находит сторонников среди наших записных «патриотов».

Те же, кто последовательно выступал за политику добрососедских отношений с Турцией, за признание того факта, что в Сирии её интересы как минимум не меньше, чем интересы России, имеют глубокие исторические основания и их следует учитывать, за переговоры и согласование позиций, за урегулирование вопроса с самолетом так, как всегда поступали великие державы в подобных случаях — дипломатическим путем, кто выступал против санкций, и санкционной войны — награждались нелицеприятными эпитетами как недостаточно патриоты.

Кажется, совсем недавно мы сами с умным видом обвиняли Европу, что санкциями она наказывает в большей степени саму себя? Это так!

Увы, чужая дурь своих не учит.

Не надо строить иллюзий: Турция никогда не будут нам «другом». Но ещё меньше резонов своими руками снова лепить из неё своего злейшего врага.

Патриотизм это не призывы к войне и конфликтам. Настоящий патриот – это тот кто умеет действовать прагматично, в интересах своего государства и своего народа.

И это, наверное, тот главный урок, который мы должны извлечь из «турецкого досье».

Приложение:

Краткий список сбитых самолётов во время «холодной войны» вне боевых условий

В годы холодной войны известно множество эпизодов, когда иностранные державы сбивали наши военные самолёты, а мы — сбивали их. Напомним некоторые самые заметные события этой войны в воздухе за послевоенное время.

Сбили мы:

6 ноября 1951 года патрульный самолёт P2V-3W «Нептун» (США), выполняя разведывательный полёт с авиабазы Ацуги, Япония, сбит истребителями МиГ-15 над заливом Петра Великого в районе Владивостока.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США), совершавший вылет с авиабазы в Японии, сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта погибли.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт DC-3A-360 «Skytrain» ВВС Швеции совершивший разведывательный вылет в район портов Вентспилс и Лиепая, был сбит над Балтийским морем истребителем МиГ-15, погибли все 8 членов экипажа.


16 июня 1952 года летающая лодка PBY-5 «Каталина» ВВС Швеции , участвовавшая в поисках сбитого 13 июня шведского самолёта-разведчика DC-3, была атакована советскими истребителями МиГ-15 и совершила вынужденное приводнение. Экипаж был спасён.

7 октября 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США) был сбит над южными островами Курильской гряды советскими истребителями Ла-11. Все 8 членов экипажа самолёта погибли.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» (США), выполняя вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем, 16 членов экипажа погибли.

4 сентября 1954 года патрульный самолёт P2V-5 «Нептун» (США), совершавший вылет с авиабазы Ацуги, Япония, был сбит советскими истребителями МиГ-15 и упал в море. Погиб один член экипажа.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» (США) сбит советскими истребителями над Курильскими островами, один человек погиб

17 апреля 1955 года разведывательный самолёт RB-47E «Стратоджет» (США) сбит в районе Камчатки советскими истребителями МиГ-15. Погибли все 3 члена экипажа.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V «Нептун» (США) был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Экипаж остался жив.

24 декабря 1957 года разведывательный самолёт RB-57 (США) сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.

27 июня 1958 года транспортный самолёт C-118 (США) во время перелёта с авиабазы Висбаден (ФРГ) в Карачи (Пакистан) вторгся в воздушное пространство СССР над Арменией, был подбит истребителями МиГ-17П и совершил аварийную посадку. Экипаж был освобожден.

2 сентября 1958 года самолёт C-130A-II «Геркулес» (США), вылетевший с аэродрома Адана, Турция, сбит советскими истребителями МиГ-17. Все 17 членов экипажа погибли

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C (США), пилот Фрэнсис Пауэрс, сбит советской ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного полёта.

1 июля 1960 года разведывательный самолёт ERB-47H «Стратоджет» (США), вылетевший с авиабазы в Великобритании и совершивший вторжение в воздушное пространство СССР из воздушного пространства Норвегии был сбит советским перехватчиком МиГ-19 над Баренцевым морем к северу от Кольского полуострова, 4 человека погибли.

27 октября 1962 года в районе города Банес (Куба) расчётом ЗРК С-75 был сбит разведчик U-2 (США). Лётчик погиб.

В мае 1963 года самолёт «Аэрокоммэндер» 560 (ВВС Ирана) сбит советским истребителем МиГ-17Ф.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» (ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ совершил сверхзвуковой воздушный таран.

24 августа 1976 года пара истребители-бомбардировщики F-100 «Супер Сейбр» (ВВС Турции) вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советскими ПВО.

21 июня 1978 года четыре транспортных вертолёта CH-47 «Чинук» (армия Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном и были перехвачены истребителем МиГ-23 сбившим один вертолёт ракетами. 8 членов экипажа погибли.

18 июля 1981 года советский перехватчик Су-15ТМ совершил таран транспортного самолёта CL-44 (Аргентина), совершавшего рейс со специальной миссией по маршруту Тель-Авив — Тегеран и вторгшегося в воздушное пространство СССР над Арменией. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли.

Считается, что в годы Холодной войны страны НАТО в мирное время потеряли в воздухе 27 самолётов и около 140 военнослужащих. Также, хотя обзор посвящен в основном потерям мирного времени, отметим что в ходе вьетнамской войны США потеряла около 3300 самолётов разных типов, в том числе 30 стратегических носителей самолётов В-52, значительная часть которых сбита советскими силами ПВО.

Сбили нас:

8 октября 1950 года во время войны в Корее два истребителя-бомбардировщика F-80 США вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле было повреждено 8 самолётов ВВС СССР, жертв и пострадавших не было. США принесли извинения.

8 ноября 1956 года над территорией Венгрии в районе острова Чепель зенитным огнем был сбит советский самолёт Ил-28, экипаж погиб.

17 июля 1964 года экипаж самолета «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авианесущей группы. После этого связь с самолетом прекратилась, самолёт не найден.

25 мая 1968 после обнаружения авианосца ВМФ США при неясных обстоятельствах разбился и затонул самолет «Ту-16р» (аналогичный недорасследованный случай произошёл и в 1980 году) .

30 июля 1970 года, в ходе операции израильских ВВС (воздушной засады) несколько советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями.

2008 год в ходе операции над территорий Южной Осетии и Грузии в августе 2008 года потеряно три штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3.

25 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил на границе Сирии российский самолёт Су-24, как минимум один лётчик погиб, предположительно от огня повстанцев.

Как правило, потери боевых самолётов не вели к длительному ухудшению отношений между странами, и были затем урегулированы по дипломатическим каналам.


Борис Борисов

Впервые опубликовано в газете "Журналистская правда" 28 июня 2016 года

 

Главная старница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *