США и Евросоюз не образумились:
Как нам развиваться под экономическими санкциями

 


Страны ЕС 21 декабря вновь продлили санкции против России. Вопрос был настолько очевиден и предрешен, что его даже не стали обсуждать на саммите глав государств, а передали на решение аппарату Евросоюза.

Милые улыбки и рукопожатия лидеров стран Европы и США поощряющие Россию к продолжению операции против (запрещённого у нас) ИГИЛ не должны никого обманывать : наши «партнёры по коалиции» по-прежнему хотят от России лишь позы подчинения, безусловного выполнения требования прекратить поддержку Донбасса и вернуть Крым Украине, как предварительного условия снятия санкций. Условия предварительного, но не окончательного, поскольку сценарий переговоров: «Предложить вначале выполнить все требования, а затем тут же выдвинуть новые» — это классика ведения дел со стороны стран Запада, применённая многократно и ко многим странам. . Это очевидно, но очевидно и другое: даже если (представим себе) выполнить все условия Запада — санкции «автоматически» никто не снимет.

Санкции против России введены не на месяцы, не на годы, а на гораздо более длительный период. Ждать их отмены бессмысленно. Так, поправка Джексона — Вэника названная по имени двух американских политиков, сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и конгрессмена Чарльза Вэника (Charles Vanik), введена в 1974 года к Закону о торговле США, и ограничивает торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека, в итоге действовала 38 лет. 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено … но одновременно с вводом новых санкций.

«Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать режиму нормальных торговым отношений, а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной..» — говорилось в исходном тексте документа. Как мы видим, все базовые идеи Веника просто переписаны в новом пакете санкций, а круг участников новой экономической блокады России стол куда больше, чем во времена Советского союза.

Причины, которые породили эту поправку (а именно и прежде всего ограничения на выезд евреев в Израиль) исчезли ещё в 1987 году, однако ограничительные меры препятствующие доступу России к международному капиталу и равноправной торговле в отношении России формально существовали после этих событий ещё 25 лет, хотя и не в полном объёме. И хотя Администрация США накладывали на действие поправки мораторий, и не раз заявляла о том, что фактически поправка не препятствует торговым отношения с Россией, на самом деле она препятствовала и экономическое взаимодействие с США вполне успешно тормозила: достаточно посмотреть на объёмы российско-американской торговли. На рынок США российских товаров поступает существенно меньше, чем закупает для своих целей российского небольшая Финляндия.

Но санкции против нашей страны начались не с Крыма. Ещё в декабре 2012 года президент США Барак Обама, одновременно с отменой поправки Джексона -Веника подписал «Акт Магнитского» («Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act») который ввел систему персональных санкций против российских должностных лиц, причём состав этого списка может меняться произвольно и секретно по воле администрации США, что даёт ей правовые основания давить на любого российского чиновника. И наконец, в 2014 году вновь были введены ограничения на рынке заёмного капитала и ограничения на инвестиции в Россию, которые снова сделала из России типичную «дойную корову» мировой экономики: по прежнему можно свободно вывозить капитал из России и вкладывать его в долговые бумаги Запада, но нельзя получить в обмен, как раньше, нормальный коммерческий кредит в странах, которые ввели санкции, а это все лидеры мирового финансового рынка.

Также запрещены поставки в Россию многих видов промышленного оборудования, экспорт целого ряда российских товаров, и закупки изделий ведущих предприятий российского ВПК. Одновременно, по «делу Юкоса», в рамках которого американский суд решил, что Россия должна 50 миллиардов долларов бывшим акционерам компании, начался процесс арестов российского имущества за рубежом.

В ответ Россия ввела контр-санкции, которые ударили по экспорту в Россию из стран ЕС продуктов питания, ударив по чувствительным для стран ЕС аспектам наших торговым отношений. Идее «большой Европы от Лиссабона до Владивостока», которую долгие годы лелеяло российское руководство нанесен невосполнимый удар, и сложно сказать когда эту идею снова запустят в текущий политический оборот. Возможно, мы потеряли её навсегда.

По всей видимости, нам действительно придется жить в условиях санкций и контр-санкций довольно долго. В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг.», разработанном Центральным банком РФ, введённые против России санкции указаны как один главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики в 2016-2018 году. Предполагаемые в эти годы темпы годового экономического роста лежат около нуля.

Между тем, другим странам, который жили под санкциями с зачастую куда более жестким режимом, чем введены против России, нередко удавалось находить новую модель роста и внутренние резервы дающие возможность для развития экономики на собственной основе. Так, ВВП Ирана за десять санкционных лет (а санкции были куда жестче, чем наши, к примеру, Ирану мешали продавать нефть) в 2004-2014 годах увеличился со 180 до 420 миллиардов долларов, более чем вдвое, а экспорт — невзирая на введенные санкции – втрое, с 30 до 90 миллиардов. При этом санкции США в отношении Исламской республики Иран действуют с 1996 года, а в 2005 году были существенно ужесточены.

Возможно, причиной этого являются действующие в этой стране пятилетние Планы экономического развития., которые позволяют не заменяя рыночных механизмов найти и задействовать плановые и определяемы государством источники роста экономики. При этом, в результате выполнения этих планов, Иран постепенно становится всё менее зависим от фактора нефти: так, доля промышленного производства в ВВП Ирана от пятилетки к пятилетке неуклонно растёт, и уже составили более 40% от ВВП, что превысил аналогичный показатель России (38%). И доля промышленного производства в Иране будут и дальше расти (это определяется их планами, у которых есть свойство выполняться), что, увы, нельзя сказать о нашей экономике.

К сожалению, всю суть экономических планов Правительства можно описать формулой: «Мы ждем роста цен на нефть, а пока сокращаем государственные расходы», попутно подрезая инвестиции и возможности для экономического роста.

Пример нашего непростого нашего южного соседа показывает что есть жизнь и под санкциями — был бы хороший План. Пока же, увы, не один из известных автору документов наших экономических ведомств, касающихся экономического развития России на ближайшие годы не предусматривает какой либо системы мер, реально ведущих к росту экономики.

И поскольку это «привычная стагнация» российской экономики продолжается уже скоро как целое десятилетие, то, наверное, пора уже что-то делать с нашими экономическими ведомствами.

Пока же очевидно лишь одно: «Не то время назвали застоем».

Борис Борисов

Впервые опубликовано в газете "Журналистская правда" 22 декабря 2015 года

 

Главная старница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *